Программы социальной реабилитации дневного отделения
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способностей человека жить в социальной среде.
Отделение функционирует в полустационарной форме социального обслуживания с периодом пребывания свыше четырех часов.
Работа в отделении «направлено на улучшение условий их жизнедеятельности и расширение их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности».
Целью социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов является сохранение и восстановление их функционирования, а также улучшение их качества жизни и эмоционального благополучия.
«Школа безопасности для пожилых людей», целью которой является повышение уровня безопасности повседневной жизни, формирования у граждан пожилого возраста ответственного отношения к личной безопасности в аспекте защиты себя и своего окружения, что ведет к повышению их качества жизни и социальной адаптации в современном мире.
В программе рассматриваются следующие вопросы:
- противопожарная и антитеррористическая безопасность,
- безопасность в быту и в повседневной жизни;
- познавательная программа «Прогулки по Волгограду», которая направлена на сохранение и поддержание памяти и мышления;
- развитие чувства гармонии окружающего мира, творческих способностей;
- расширение коммуникативных навыков, умение работать в группе;
- обогащение активного словаря.
Направления программы:
- экскурсионное посещение музеев и памятников;
- интеллектуальные игры и тематические викторины;
- просмотр видеофильмов.
Программа по декоративно-прикладному творчеству «Волшебная шкатулка»:
- направленна на вовлечение в различные виды художественного и прикладного творчества граждан старшего поколения, на их самореализацию и самоутверждение, развитие творческой инициативы,
- на развитие и поддержание мелкой моторики рук для сохранения и повышения когнитивных процессов.
Оздоровительная программа «В здоровом теле здоровый дух».
Задачами программы являются:
- информирование получателей о необходимости в лечебно-оздоровительных занятиях, как части физической реабилитации, а также привлечение граждан старшего поколения к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Физическая реабилитация граждан пожилого возраста — одно из основных направлений социальной реабилитации.
Работа специалистов с получателями направлена на:
- реактивизацию — переориентация с пассивного жизненного уклада на активный образ жизни;
- ресоциализацию — возобновление или укрепление социальных связей;
- реинтеграцию — возвращение в общество;
- снятие остроты ощущения собственной социальной малозмачимости, осуществление возможной адаптации к новым условиям проживания.
Пожилые граждане и инвалиды являются одной из самых многочисленных и наиболее уязвимых категорий.
Перед ними встают психологические (депрессия, страхи, тревожность, одиночество) и социальные (низкий достаток, сложности в получении качественной медицинской помощи и социальной поддержки, изменение образа жизни и адаптация к новым условиям, снижение физической активности и др.) проблемы.
Реабилитация предусматривает формирование навыков самообслуживания, передвижения, ориентацию в среде обитания, личную безопасность.
Технология комплексной реабилитации стимулирует у пожилых и инвалидов желания, а также предоставляет возможность стать и почувствовать себя нужными.
Активизация важнейших жизнеобеспечивающих функций организма увеличивает объем физиологических резервов человека.
Трудовая терапия выглядит как терапия занятостью с использованием ранее приобретенных навыков.
Вовлечение пожилых людей, инвалидов в трудовую деятельность для культивирования чувства полезности, предоставляет им возможность вносить конструктивный вклад на добровольческой работе.
В целях развития творческого потенциала пожилых граждан, формирования у них активной жизненной позиции. Пожилые граждане выезжают на экскурсии, на природу, посещают выставки, музеи, театры, храмы.
В процессе комплексных социально-реабилитационных мероприятий характер жизнедеятельности проживающих меняется: расширяется социум, круг интересов, повышается уровень мотивационно-потребностного развития личности.