Основные методики терапии, используемые в нашем отделении
Забота о старшем поколении – острая проблема современного мира, в котором сбольшой прогрессией растет численность людей старческого периода.
Повышение качества жизни пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями является одной из приоритетных и наиболее сложных задач системы современного социального обслуживания.
Одной из главных задач нашего отделения становится поиск новых программ и все возможных методов работы, направленных на улучшение жизни пенсионеров и инвалидов.
Новые программы есть в различных сферах социального обслуживания: бытовой, медицинской, психологической, педагогической, трудовой. Все эти методы нацелены на помощь в адаптации и реабилитации пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, на восстановление и активизацию физических и социальных функций, навыков, возможностей, на решение конкретных проблемных ситуаций, на увеличение продолжительности жизни и улучшение ее качества.
Арт-терапия.
Арт-терапия, как метод, безболезненна, практически не имеет ограничений, используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социальной работе и с разными возрастами. Она сочетается практически со всеми методами реабилитации, психологической коррекции и адаптации.
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк:
- профилактика деменции,
- наличие психологических проблем,
- травмы,
- посттравматическое стрессовое расстройство;
- невротические и психосоматические расстройства и другие.
В метод арт-терапия входят множество различных направлений:
- арт-терапия как таковая (лечение всевозможными техниками изобразительного искусства),
- кинотерапия,
- трудо-терапия,
- танцевально-двигательная терапия,
- цветотерапия,
- музыкотерапия,
- библиотерапия и др.
Получателям отделения дневного пребывания являются граждане разных поколений, с разными потребностями, в решении проблем которых, от бытовых нужд, до психологических проблем, нужно всегда искать особый подход. Однако техника арт-терапии универсальна и может быть применима ко всем без исключения. И поэтому специалистами отделения было решено использовать новый метод работы– музыкотерапию, одно из направлений арт-терапии.
Музыкотерапия.
Музыкотерапия –программа, задачами которой стала помощь в профилактике эмоционального и физического состояния с помощью классической музыки, оказание психологической поддержки, а также формирование и развитие мотивации на сохранение здоровья и продление активного образа жизни.
В рамках работы этой программы специалисты смогут провести ряд сеансов музыкотерапии, направленных на психологическое и физиологическое воздействие. То есть, в зависимости от состояния клиентов и их проблем, прослушивания тех или иных композиций по самым разным тематическим направлениям, занятия по прослушиванию музыкальных композиций смогут вызвать положительные эмоции, приятные ассоциации,
воспоминания и могут существенно улучшить настроение, а также ритм и мотивы музыки смогут воздействовать на участки мозга, вызывая активную работу, и как следствие, улучшение самочувствия.
К основным показаниям к применению музыкотерапии отнесены:
- улучшение качества жизни у людей, страдающих когнитивными нарушениями, функциональными заболеваниями нервной системы, неврозы, тревожность,психологические и эмоциональные проблемы, заболевания имеющие психосоматическийкомпонент (язвенная болезнь, астма, гипертоническая болезнь);
- улучшение настроения и качество жизни в целом, что особенно часто применяется для людей, находящихся на лечении в больницах;
- уменьшение стресса, раздражительности, в том числе и перед операциями;
- уменьшение боли: музыка снижает восприимчивость к боли и усиливает ее переносимость при таких заболеваниях как, например, артрит, артроз, хронические боли, мигрени;
- улучшение сна.
Юнгианская песочница.
Как говорили древние, наш путь написан на песке. С одной стороны, это зыбкость, неустойчивость, неконкретность, неопределенность, как дом, построенный на песке.
С другой — это вариативность выбора, бесчисленное количество возможностей, как множество песчинок, из которого и состоит песок «…как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить…» (Книга пророка Осии, 1:1).
Так, человек, играющий в песок на пляже или в песочнице, может чувствовать себя или песчинкой во Вселенной, или же Великим Созидателем, Творцом. В этом и состоит особая магия, особое очарование песка: соприкасаясь с ним, человек соприкасается с Бесконечностью, оказывается «накоротке с Вселенной».
Вместе с тем, когда человек прикасается к песку, удивительный спектакль внутренней жизни начинает разворачиваться перед ним. И когда человек заканчивает играть с песком, перед нами – человек изменившийся.
Он прошел какой-то кусочек своего пути и стал немного ближе самому себе. Он приблизил свой внутренний мир и получил возможность внимательнее рассмотреть его, разобраться в себе, найти свои слабые стороны, открыть источники внутренних ресурсов, увидеть решение ситуации.
И, научившись находить гармонию в песочной картине, он получает опыт владения собой и конструктивного взаимодействия с окружающим миром.
Все это и дает нам песочная терапия как технология практической психологии, основанная на терапевтическом воздействии песка и коллекции миниатюрных игрушек.
Песочная терапия представляет собой невербальную (не разговорную) форму психотерапевтической работы, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят выражение, отпускание внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания композиции из фигурок, построенных в песочнице с песком.
Технология базируется на сочетании бессловесного (процесс построения композиции) и словесного выражения человека (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции).
Песочная терапия успешно применяется при работе с пожилыми людьми и инвалидами.
Межполушарная доска.
Межполушарная доска- это специальный тренажер, при использовании которого оба полушария вынуждены взаимодействовать друг с другом.
Достигает большого эффекта при реабилитации с пожилыми людьми. Тренажер требует непосредственного участия человека в процессе. Он полностью втягивает в работу, не давая мозгу расслабиться.
Обычно понятие «межполушарные доски» встречается в контексте психологической коррекции, и независимо от возраста и особенностей, нужно помнить, что тренажёр и упражнения должны носить регулярный характер.
А благодаря регулярным занятиям на межполушарнойдоске движения пальцев рук становятся уверенными, четкими и точными. Также она помогает в развитии тактильных ощущений, ориентировки в пространстве, тренирует память, логику и мышление.
Рассказываем об отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в статье: Отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов. Что это и для кого необходимо?
Подробно узнать, как получить социальную услугу в Отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов можно в статье «Как правильно оформить получение социальной услуги в Отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в АНО «Золотая осень».
Правовая информация о работе отделения в «Положении об отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов».